Содержание:
Бурный рост городов, развитие всех видов транспорта, насыщение жилых и общественных зданий санитарно-техническим и инженерным оборудованием, эксплуатация встроенных объектов обусловили высокий вибрационный фон, который представляет опасность для здоровья не только рабочих в условиях производства, но и других групп населения.
Источниками вибрации в жилых зданиях являются: транспорт, промышленные установки, инженерно-технологическое оборудование зданий. По интенсивности колебаний наиболее значимым для человека является городской рельсовый транспорт: мелкого заложения и открытые радиусы метрополитена, в ряде случаев - железнодорожные магистрали. Вибрация, возникающая в зданиях от движения поездов, имеет регулярный прерывистый характер. Спектральный состав измеряемых колебаний характеризуется максимальными уровнями и наиг большим превышением над фоновым значением в октавных полосах частот 31,5-63 Гц. По мере удаления от источника амплитуда колебаний снижается. В практике градостроительства имели место случаи резко негативной реакции населения на воздействие вибрации. Так, дома, построенные вблизи тоннелей метрополитена мелкого заложения, были признаны непригодными для проживания из-за вибрации. Они использованы под административно-хозяйственные учреждения.
При распространении колебаний по высоте многоэтажного здания на верхних этажах наблюдается как ослабление, так и усиление вибрации (обусловлено явлением резонанса). Эквивалентные уровни виброускорения в жилых зданиях на расстоянии 16-20 м от тоннеля колеблются в течение суток от 36 до 42 дБ, при этом эквивалентные уровни шума, сопутствующие вибрации, составляют 46-48 дБ А. В некоторых случаях регистрируются высокие уровни вибрации от инженерно-технологического оборудования самих зданий (лифты) и встроенных объектов (Шишкина В. В., 1979).
Результаты опроса жителей микрорайонов, расположенных вблизи трасс метрополитена, показали, что вибрация, распространяющаяся в жилые здания, вызывает негативные реакции - от легкого беспокойства до сильного раздражения (20,4% жителей предъявляли жалобы в различные учреждения санитарной службы, управление метрополитена и другие инстанции, а 47,4% предпринимали активные действия для перемены места жительства).
Выявлены статистически достоверные различия числа жалоб в зависимости от возраста и длительности проживания в зоне действия источника вибрации. Среди лиц до 30 лет жалобы выявлены у 45% опрошенных лиц, от 31 до 50 лет-у 62, старше 51 года - у 41%. Жители с длительностью проживания до 5 лет предъявляли жалобы в 60%, свыше 5 лет-в 52% случаев, что позволяет предположить возможность некоторого привыкания к исследуемым уровням вибрации.
При сопоставлении количества жалоб жителей со степенью удаленности жилой застройки от тоннеля метрополитена установлено, что в радиусе до 20 м уровни проникающей вибрации (38-42 дБ на частоте 31,5 Гц) вызывают реакцию беспокойства у большей части опрошенного населения (72,8%). По мере увеличения зоны разрыва до 40м количество лиц, отмечающих беспокойство и раздражение, уменьшается до 17,5%. Дальнейшее увеличение зоны разрыва не вызывает статистически достоверного снижения количества жалоб, выявленных при опросе (Шишкина В. В., 1979).
Уровни вибрации, не вызывающие значительного субъективного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, слуховой чувствительности у наблюдаемых при экспериментальных исследованиях, рекомендованы в качестве допустимых величин. Нормативными параметрами вибрации в жилых зданиях являются уровни виброускорения 25-25-25-31-37-43 дБ в октавных полосах частот 2-4-6-16-31, 5-63 Гц.
Наиболее эффективным способом виброзащиты жилых зданий, расположенных в зоне воздействия вибрации от метрополитена, являются мероприятия по виброизоляции источника колебаний.
|