Содержание:
Человек всегда жил в мире звуков, и абсолютная тишина его пугает, угнетает.
При проектировании конструкторского бюро в Ганновере архитекторы предусмотрели все меры, чтобы ни один посторонний звук с улицы не проникал в здание: рамы стройным остеклением, звукоизоляционные панели из ячеистого бетона и специальные пластмассовые обои, гасящие звук. Буквально через неделю сотрудники стали жаловаться, что не могут работать в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. Администрации пришлось купить магнитофон, который время от времени автоматически включался и создавал эффект "тихого уличного шума". Рабочая атмосфера не замедлила восстановиться.
Ученые из лаборатории психологии Кембриджского университета (Англия) после многолетних исследований пришли к неожиданному выводу: звуки определенной силы стимулируют процесс мышления и в особенности процесс счета. Во время эксперимента лица, которые решали математические задачи при звуках музыки либо разговорах, справлялись со своими заданиями быстрее, чем те, которые выполняли такое же задание в тишине.
В Японии продаются подушки, в которые вмонтирован аппарат, имитирующий звуки дождевых капель, падающих в ритме человеческого пульса. Такой шум быстро навевает сон.
Каждый человек воспринимает шум по-своему. Много зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Орган слуха человека может приспосабливаться к некоторым постоянным или повторяющимся шумам (слуховая адаптация). Но эта приспособляемость не может защитить от патологического процесса - потери слуха, а лишь временно отодвигает сроки его наступления. В условиях городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости на 10-25 дБ А. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при уровне шума более 70 дБ А. Ущерб, который причиняет слуху сильный шум, зависит от спектра звуковых колебаний и характера их изменения. В первую очередь человек начинает хуже слышать высокие звуки, а затем постепенно и низкие.
Опасность потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном шуме почти всю свою жизнь без сколько-нибудь заметной утраты слуха.
Постепенное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызывать другие вредные последствия- звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение жизни колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетенности, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечнососудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.
Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46,3% людей, в возрасте 28-37 лет - 57, в возрасте 38-57 лет - 62,4, а в возрасте 58 лет и старше - 72%. Большое количество жалоб у лиц пожилого возраста, очевидно, связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой возрастной группы населения. Наблюдается зависимость между количеством жалоб и характером выполняемой работы. Данные опроса показывают, что беспокоящее действие шума сказывается больше на людях, занятых умственным трудом, чем на работающих физически (соответственно 60,2 и 55,0%). Большое количество жалоб лиц умственного труда, по-видимому, связано с большим утомлением нервной системы (Олешкевич Л. А., 1973).
А. П. Шицкова и И. Л. Карагодина (1981) впервые осуществили массовые обследования (по типу эпидемических) населения, подвергающегося воздействию транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности. Была поставлена цель определить суммарное (в течение суток и более длительного периода) шумовое воздействие на состояние здоровья и заболеваемость лиц различных возрастно-половых и профессиональных групп.
Физиолого-гигиеническое и поликлиническое изучение (с участием специалистов клинического отдела Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана - терапевта, невропатолога, оториноларинголога, биохимика) проведено на "неорганизованных" (по месту проживания) и "организованных" (по месту трудовой деятельности - служащих проектных институтов) контингентах населения..
Физиолого-гигиенические исследования показали, что изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, пола и возраста обследуемых. Наиболее выраженные изменения выявлены у лиц опытных групп, испытывавших шумовое воздействие в условиях как труда, так и быта. Результаты наблюдений указывают на активацию центральной и вегетативной нервной системы и снижение слуховой чувствительности.
Результаты поликлинического обследования 1200 человек подтвердили, что высокие уровни шума в городской среде (один из агрессивных раздражителей центральной нервной системы) способны вызвать ее перенапряжение. Об этом свидетельствуют данные неврологических исследований: у лиц опытных групп установлена явная тенденция к увеличению частоты вегетососудистой дисфункции, церебрального атеросклероза, функциональных нарушений со стороны центральной нервной системы по типу астенического синдрома. Городской шум оказывает неблагоприятное влияние и на сердечно-сосудистую систему: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышение содержания холестерина у лиц отдельных возрастно-половых групп встречаются чаще в шумном районе, чем в тихом.
Углубленными исследованиями систематического воздействия авиационного шума на население установлено увеличение риска возникновения сердечно-сосудистой патологии как по данным функционального состояния системы кровообращения, так и по результатам изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности, данным обращаемости и профилактических медицинских осмотров.
В зависимости от действующей шумовой нагрузки у населения выявлено статистически достоверное повышение частоты признаков изменения миокарда, сократительной способности сердца, преобладание симпатического компонента в регуляции сердечной деятельности. Эта зависимость прослеживается по классу заболеваний сердечнососудистой системы как в целом, так и по отдельным нозологическим формам: нейроциркуляторной дистонии, гипертонической болезни, хронической ишемической болезни сердца. Нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, как правило, появлялись раньше, чем повреждения органа слуха.
Шумовой режим многих городов и населенных пунктов определяется близостью аэропортов гражданской авиации. Жители, проживающие в радиусе 5-10 км от взлетно-посадочной полосы, подвергаются воздействию высоких уровней авиационного шума от воздушных и наземных операций (эквивалентные уровни звука 78-82 дБ А, максимальные 93-108 дБ А). При опросе выявлено, что шум мешает полноценному отдыху 68% жителей, занятиям - 51%, нарушает сон 73%, создает помехи при телерадиоприеме 31%, а также вызывает испуг, тревогу, ощущение вибрации.
В натурных условиях в динамике дня и в лабораторных (в звукоизолированной камере) изучено действие шума пролетающих самолетов и опробования двигателей на организм человека. В качестве критериев неблагоприятного влияния шума использовали показатели нарушения и время восстановления слуховой чувствительности, биоэлектрической активности коры головного мозга, латентного периода условно-рефлекторных реакций на световой и звуковой раздражители, умственной работоспособности, артериального давления, частоты сердечных сокращений, отдельных показателей электрокардиограммы.
Результаты физиолого-гигиенических и поликлинических исследований позволили впервые рекомендовать двойную систему нормирования авиационного шума на местности: установленные допустимые эквивалентные (по энергии) уровни звука для дневного (65 дБ А) и ночного (55 дБ А) времени суток, а также соответствующие им максимальные уровни от одиночных пролетов (85 и 75 дБ А).
Под влиянием шума могут наблюдаться и другие серьезные изменения в деятельности различных органов и систем человека: замедление ритма сердечных сокращений, понижение секреции слюнных и желудочных желез, нарушение функции щитовидной железы и коры надпочечников, изменение электрической активности мозга.
Шум, превышающий 80-90 дБ А, влияет на выделение большинства гормонов гипофиза, контролирующих выработку других гормонов. Так, может возрасти выделение кортизона из коры надпочечника. Кортизон обладает свойством ослаблять возможности печени бороться с вредными для организма веществами, в том числе и с теми, которые способствуют возникновению рака.
Под влиянием шума с уровнем 85 дБ А обнаружена перестройка энергетического обмена в мышечной ткани, причем направленность перестройки зависела от времени воздействия.
Усиление сопряженности окисления и фосфорилирования после двухнедельного воздействия шума свидетельствует о повышении способности этого процесса генерировать аденозинтрифосфорную кислоту (АТФ). И действительно, вследствие интенсификации в митохондриях окислительного фосфорилирования намечается тенденция к повышению содержания АТФ в мышечном гомогенате при этом же сроке воздействия. Усиление энергообразования следует рассматривать как защитно-приспособительную перестройку энергетического обмена, направленную на создание резерва, необходимого для повышения жизнедеятельности мышечной клетки в ответ на неблагоприятное воздействие.
При удлинении сроков воздействия шума до одного месяца наблюдалась нормализация изучаемых показателей, а в дальнейшем (три месяца) и снижение интенсивности фосфорилирования (вдвое по сравнению с контролем). Снижение возможностей образования АТФ в митохондриях мышечной ткани, по-видимому,- показатель повреждающего действия шума на организм, которое можно рассматривать как серьезный ущерб, способный дезорганизовать обмен и функцию мышечной ткани в целом. Несмотря на угнетение окислительного фосфорилирования, запасы АТФ и ее производных в мышце при трехмесячном шумовом воздействии не истощаются, а лишь снижаются.
Шум препятствует новообразованию богатых энергией фосфатных связей, которое зависит от состояния процессов окислительного фосфорилирования. Шум производственного характера при длительном воздействии на крыс вызывает угнетение основного звена образования энергии в клетке - окислительного фосфорилирования в митохондриях. Этот факт указывает на возможность использования данного показателя в качестве биологического критерия вредного действия шума на организм.
Нарушение процессов энергетического метаболизма - существенный признак неблагоприятного воздействия шума на организм, в свою очередь, может быть причиной нарушения сбалансированности целого ряда биохимических процессов в организме.
Нарушения энергетики мышц можно рассматривать как полученные в состоянии относительного покоя, потому что некоторое двигательное возбуждение у крыс отмечалось только в первые дни эксперимента. Таким образом, основной путь образования энергии в форме АТФ в состоянии относительного покоя животного под влиянием длительного воздействия шума нарушается. Известно, что при мышечной активности энергетические затраты организма увеличиваются и мышца при выполнении механической работы усиленно использует АТФ. При физическом напряжении в условиях шума нарушения интимных процессов энергетического обмена мышц будут усугубляться и это скажется на сократительной активности мышечной системы (Баранова Н. П., 1975).
С. А. Солдаткина и О. С. Черкасский провели экспериментальное исследование по изучению длительного (в течение трех месяцев) воздействия транспортного шума 80 дБ А. Они установили учащение сердцебиений на 30 ударов/мин на первой неделе и к концу первого месяца испытаний. Физиологические исследования выявили изменения в центральной нервной и сердечно-сосудистой системах.
К концу первого месяца наблюдались повышение проницаемости гисто-гематических барьеров щитовидной железы, сердечной мышцы, почек, тенденция к увеличению проницаемости гематоэнцефалического барьера. Через три месяца отмечена лишь тенденция к снижению гисто-гематических барьеров почек и надпочечников.
Патоморфологическими исследованиями выявлены признаки раздражающего действия шума: некоторая активация нервных клеток коры больших полушарий головного мозга, обеднение липоидами надпочечников, увеличение количества плазматических клеток в селезенке, свидетельствующее о некотором повышении иммунных реакций.
Следовательно, транспортный шум 80 дБ А оказывает не только возбуждающее влияние на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, но и вызывает напряжение защитно-приспособительных механизмов (некоторое повышение иммунных реакций, повышение проницаемости гисто-гематических барьеров). Повышение содержания холестерина в сыворотке крови может способствовать развитию атеросклероза.
Исследования влияния транспортного шума 80 дБ А на организм животных в зависимости от длительности воздействия показали, что наибольшие изменения физиологических функций имели место на первом месяце экспозиции. К концу третьего месяца изменения стали менее выраженными. Это тоже может свидетельствовать о напряжении защитно-приспособительных сил и быть связано с процессом адаптации. Для окончательного решения этого весьма сложного вопроса необходимы дальнейшие исследования. Особый интерес представляет выяснение влияния городского шума на потомство. Имеющиеся материалы по этому вопросу весьма ограничены.
От опытной группы крыс (самок и самцов), находящихся под воздействием транспортного шума, было получено поколение, которое в течение трех месяцев подвергалось влиянию того же шума. Контрольная группа (самки, самцы и крысята) находилась в условиях тишины. По массе и росту опытные и контрольные эмбрионы и крысята существенно не отличались. Физиологические исследования на крысах-самцах первого поколения в возрасте трех месяцев показали, что в опытной группе скрытое время рефлекторных реакций короче в среднем на 8,6 мс, а частота сердечных сокращений на 60 ударов/мин больше, чем в контрольной группе. Следовательно, можно предположить, что у крыс первого поколения, матери которых до и во время беременности, а сами они с рождения находились под воздействием шума, преобладает процесс возбуждения в центральной и вегетативной нервной системе. Эксперименты выявили неблагоприятное влияние транспортного шума на различные органы и системы организма в зависимости от длительности воздействия. Установлено влияние шума не только на родительский организм, но и на потомство.
|
|