Содержание:

Значительный удельный вес в шумовом режиме многих городов занимает воздушный транспорт. Парк самолетов гражданской авиации непрерывно обновляется, на авиалиниях появились новые турбореактивные и турбовинтовые самолеты. Увеличиваются пассажире и грузоперевозки, строится большое количество аэродромов и аэропортов, реконструируются существующие. Нередко аэропорты гражданской авиации оказываются расположенными в непосредственной близости от жилой застройки, а воздушные трассы проходят над многочисленными населенными пунктами. Авиационный шум оказывает существенное влияние на шумовой режим территории в окрестностях аэропортов. Уровень шума зависит от направления взлетно-посадочных полос и трасс пролетов самолетов, интенсивности полетов в течение суток, сезонов года, от типов самолетов, базирующихся на данном аэродроме, и т. д. При круглосуточной интенсивной эксплуатации аэропортов эквивалентные уровни звука на жилой территории достигают в дневное время 80 дБ А, в ночное - 78 дБ А, максимальные уровни колеблются от 92 до 108 дБ А. В некоторых городах по уровням создаваемого шума и общей площади зашумленности территории воздушный транспорт занимает первое место среди всех источников шума. Крайне неблагоприятные акустические условия для населения складываются при расположении аэропорта в черте города или на близком расстоянии от него. Одно из основных направлений решения общей проблемы снижения авиационного шума - снижение его в источнике образования. Авиационная промышленность всех стран, уделяя большое внимание проблеме снижения шума, создает новые самолеты с более низкими уровнями шума. Существующая комплексная программа снижения авиационного шума направлена преимущественно на снижение шума силовой установки самолета. В СССР проведен ряд эффективных мероприятий, направленных на снижение воздействия шума. Разработаны и введены государственные стандарты, регламентирующие шумность вновь создаваемых самолетов и расположение жилой и других видов застройки в окрестностях аэропорта. Новые самолеты создаются с учетом последних достижений в области авиационной акустики авиастроения. Они оборудованы малошумными турбовентиляторными двигателями (ниже регламентируемых значений). Более сложная задача - снижение шума реактивных самолетов ранних выпусков. Можно снизить шум, не меняя двигателя. Основные источники шума турбовентиляторных двигателей - вентилятор и реактивная струя. Для снижения их уровня шума применяются акустическая обработка мотогондол и двигателей в сочетании с шумоглушащими: соплами и заменой вентиляторов. Звукопоглощающая облицовка позволяет без значительных затрат снизить шум вентилятора, особенно при заходе на посадку. В гражданской авиации, чтобы снизить уровень шума, используются специальные приемы пилотирования при взлете и посадке, более крутые траектории полета, низкие режимы работы двигателей. Увеличение высоты входа в посадочную глиссаду приводят к снижению шума на 10-15%. В СССР большое внимание уделяется рациональной организации воздушного движения. Выбираются такие направления взлетно-посадочных полос и трасс, которые минуют населенные пункты. В ночное время полеты ограничиваются либо используются менее шумные самолеты. Государственный комитет стандартов СССР принял ГОСТ (1976), определяющий допустимые уровни шума над территориями жилых застроек, находящихся вблизи воздушных портов и аэродромов. Снижение раздражающего действия шума самолетов достигается также за счет рациональной планировки аэропортов и зонирования их окрестностей. Ограничение жилой застройки вблизи аэропортов - один из наиболее эффективных путей решения проблемы (табл. 11). Между жилой застройкой и границами аэропортов должны выделяться санитарно-защитные зоны, размер которых зависит от допустимых уровней авиационного шума, класса аэропорта, интенсивности Движения и типов самолетов. Санитарно-защитные зоны рассчитываются согласно "Указаниям по ограничению застройки окрестностей аэропортов из условий шума, создаваемого самолетами гражданской авиации". Для рационального использования территории в окрестностях аэропортов предлагается выделять три зоны с различной степенью акустического благоустройства. В первой зоне с повышенными уровнями шума, прилегающей к границам аэродромов и аэропортов, могут размещаться только промышленные и коммунально-складские предприятия, для которых авиационный шум не нарушает нормативных требований по ограничению шума на рабочих местах согласно "Гигиеническим нормам допустимых уровней звукового давления и уровней звука на рабочих местах" № 1004-73 и "Санитарным нормам по проектированию промышленных предприятий" № 245-71. Во второй зоне допускается строительство промышленных предприятий, административно-общественных зданий и в отдельных случаях жилых зданий с повышенной звукоизоляционной способностью ограждающих конструкций. В третьей зоне разрешается жилое строительство без ограничений. Вблизи границ зоны строительство лечебно-профилактических, детских и оздоровительных учреждений не рекомендуется. При проектировании новых аэропортов необходимы акустические расчеты по установлению размеров санитарно-защитных зон и обоснованию мероприятий по снижению авиационного шума до нормативных требований. Для снижения авиационного шума на территории существующей жилой застройки следует ограничивать прием тяжелых реактивных самолетов, количество рейсов в ночное время, использовать систему "предпочтительных трасс", при которых взлет осуществляется в противоположную сторону от населенного пункта. Вблизи границ аэродромов и аэропортов не должны строиться новые жилые здания. Для снижения наземного шума рекомендуется максимально удалять места стоянок самолетов и опробования двигателей от границ жилой застройки, использовать обязательную буксировку самолетов на перроне. Рациональное планировочное размещение административно-служебных зданий аэродромной службы, применение шумозащитных экранов в значительной степени способствуют снижению шума на прилегающей территории. Промышленные предприятия. Источником значительного шума в жилых кварталах городов являются промышленные предприятия. Нарушение акустического режима отмечается в случаях, когда их территория непосредственно примыкает к жилым массивам. Изучение промышленного шума показало, что по характеру звучания он постоянный и широкополосный. Наиболее значительные уровни наблюдались на частотах 500-1000 Гц, т. е. в зоне наибольшей чувствительности органа слуха. Это свидетельствует о необходимости проведения мероприятий по нормализации акустического режима в районах размещения данных объектов. В производственных цехах устанавливается большое количество разнотипного технологического оборудования. Так, ткацкие цехи могут быть охарактеризованы уровнем звука 90-95 дБ А, механические и инструментальные - 85-92, кузнечно-прессовые - 95 105, машинные залы компрессорных станций - до 95-100 дБ А. Расчетные уровни звука промышленных предприятий (по Карагодиной И. Л., 1979) приведены в таблице(). Создаваемый предприятиями шум в значительной мере зависит от эффективности мероприятий по шумоглушению. Так, даже крупные вентиляционные установки, компрессорные станции, различные мотороиспытательные стенды могут быть оборудованы шумоглушащими устройствами различной эффективности. Предприятия могут иметь наружные ограждения, обладающие различной звукоизоляцией, что влияет на интенсивность шума, распространяющегося на прилегающую территорию.
Хостинг от uCoz